Выбор оператора
Если Вы решили приобрести мобильный телефон, то перед Вами встаёт задача выбора оператора и тарифного пакета, согласно которому Вы будете оплачивать предоставленные оператором услуги.
Для тех, кого интересует только качество предоставляемых услуг, задача выбора оператора сводится к сравнению операторов по набору критериев, которые мы рассмотрим ниже. Для тех, для кого важной является задача минимизации затрат на мобильную связь, выбор оператора и тарифного плана должен начинаться с выяснения предполагаемого распределения потенциальных абонентов по операторам, поскольку разговоры внутри одной сети существенно дешевле, чем звонки другому оператору.
Итак, каковы же критерии выбора оператора. Рассмотрим их в порядке важности.
Покрытие. Обычно представляется оператором в виде карты с изображением зон покрытия. На этих картах часто приводят и перспективы покрытия данным оператором. Этот показатель является решающим для людей предполагающих частые перемещения по стране.
Качество связи. Качество связи у GSM-операторов практически одинаковое, проблемы с качеством обычно случаются при перегрузках сети. В цифровых сетях связь либо есть, либо нет, в отличие от аналоговых.
Тарифы. В принципе, конкуренция между операторами приводит к выравниванию тарифов у разных операторов. Определённый демпинг в тарифах могут предложить операторы в качестве «компенсации» за меньшее, чем у конкурентов, покрытие или отсутствие какой-то услуги, имеющейся у конкурента. Анализируя тарифы, нужно рассматривать как «индивидуальные», так и «корпоративные» тарифы, так как последние могут существенно оптимизировать затраты на мобильную связь. Для особо экономных существенным при выборе оператора может быть предоставление бесплатных секунд в начале разговора.
Вообще, существуют два подхода к оплате услуг:
контрактный. В этом случае абонент обязуется регулярно с периодичностью оплачивать услуги оператора. Часть услуг оператор может предоставлять в кредит. Кроме того, операторы, как правило, используют различные схемы «поощрения» контрактных клиентов, например, предоставляя скидку на покупку телефона. Как правило, контракт, хорош для пользователей, которые используют большой объём услуг. К недостаткам можно отнести неудобство оплаты, если только Вы не пользуетесь мобильным банкингом.
предоплаченные услуги или припейд. Реализуется в виде карточек пополнения счёта различного номинала. На карточках под защитной полосой имеется код, который используется при пополнении после покупки карточки. Не допускаются услуги в кредит, но зато не обязательны регулярные периодические платежи, некоторые операторы допускают перерыв до 90 дней. Припейд удобен для людей мало пользующихся услугами мобильной связи. К преимуществам припейда можно также отнести удобство оплаты, поскольку карточки продаются практически повсеместно.
Услуги. Перечень услуг, предлагаемых операторами, постоянно расширяется. К «стандартным» на сегодняшний день услугам обычно относится роуминг, SMS, MMS, WAP, мобильный интернет, GPRS, GSM-банкинг, голосовая почта, информационные услуги (см. справку ПЭ). Остановимся более подробно на роуминге, поскольку он тесно связан с покрытием.
Роуминг (Roaming) - это возможность пользования телефоном вне зоны обслуживания оператора, но в зоне обслуживания другого оператора, с которыми есть роуминговое соглашение. В GSM роуминг автоматический, если эта услуга подключена. Если в данном месте есть несколько роуминг-операторов, то в зависимости от модели телефона и его настроек выбирается или оператор с наиболее сильным уровнем сигнала, или по списку предпочтения, или вручную. Роуминг – услуга удобная, но как правило, дорогая, поскольку фактически Вы платите и "своему" оператору и роуминг-оператору.
Сервис. Под сервисом мы понимаем удобство оплаты услуг и работу call-центров, в которых Вы можете получить консультацию.
Перспективы развития. Нелишне об этом спросить при подключении. Говоря о перспективах обычно имеют ввиду развитие покрытия, внедрение новых услуг. Как правило, оператору, думающему о завтрашнем дне, всегда есть, что рассказать о перспективах, тем более, что многие инновации перед введением в эксплуатацию некоторое время проверяются в тестовом режиме. Иногда эта информация бывает очень существенной и, по крайней мере, может повлиять на выбор телефона, например, при внедрении оператором новых услуг, таких какими были SMS, WAP, GPRS и др. Также надо учитывать то, что оборудование для мобильной связи является дорогостоящим, в нашей стране просто не разрабатывается, а импортируется, в т.ч. и бывшее в использовании, поэтому при оценке перспектив должен быть определённый скепсис.
|