Мелодии и ритмы телефонных звонков
Звонок мобильного телефона – рингтон – быстро превратился из просто способа привлечения внимания абонента в самостоятельный высокотехнологичный продукт со сложноорганизованным и быстрорастущим рынком. Благодаря новым технологиям рингтоны можно кастомизировать без всяких ограничений – помимо музыки, от классической до университетских гимнов, из мобильного телефона могут идти самые разнообразные звуки, от икоты до звериных криков. Некоторые потребители даже программируют разные рингтоны для тех, кто постоянно им звонит, а в Европе и Японии последним хитом стали ringback tones, когда тот, кто звонит, может сам слышать вместо привычных гудков вызова приятную музыку.
Основная часть рингтонов продается через специализированные веб-сайты, которые посылают рингтон покупателю в виде сообщения. В США, где рынок рингтонов, как считается, возник в 2002 году, одним из самых крупных таких продавцов является компания Zingy.com, которая утверждает, что продает 2,5 млн. рингтонов в месяц. Zingy.com имеет одну из самых больших библиотек рингтонов – более 3 тыс. копий различных звуков, включая "шелест крыльев взлетающих голубей" и "визжание свиньи".
Довольно быстро перспективы нового рынка поняли и звукозаписывающие компании. Чтобы войти на этот рынок, Sony Corp. в 2002 году приобрела небольшую нью-йоркскую компанию Run Tones Inc., специализирующуюся на развлекательном контенте для мобильных телефонов. Warner Music Group также объявила о планах продажи рингтонов на своем веб-сайте. На рынок выходят и компании из смежных областей. В конце 2003 года поисковая интернет-компания Infospace Inc. купила за $25 млн Moviso LLC, одного из наиболее крупных посредников между звукозаписывающими компаниями и телеком-операторами. А уже в этом году японский телеком For-side.com Co. купила двух более мелких конкурентов Moviso. По мере роста рынка маркетинговый журнал Billboard совместно с консалтинговой компанией Consect LLC планирует публиковать чарты продаж рингтонов.
Цена на рингтоны колеблется от $0,99 до $2,50. По данным аналитической компании Strategy Analytics, в прошлом году продажи рингтонов в США составили $128,6 млн., что в три раза больше, чем в предыдущем. Мировые продажи рингтонов, по разным оценкам, составили в 2003 году около $3 млрд, или около 10% объема всего мирового музыкального рынка. Например, в Южной Корее в прошлом году продажи рингтонов вдвое превысили продажи CD. По данным Universal Music, доходы от рингтоновой версии "In Da Club", одного из самых больших хитов 2003 года рэпера 50 Cent, работающего с этой компанией, превысили продажи цифровой записи этой песни. И это несмотря на то, что рингтон звучит лишь 30 секунд, не содержит вокала и стоит в два раза дороже, чем 99-центовая копия песни в онлайновом магазине цифровой музыки iTunes компании Apple Computer Inc.
Некоторые аналитики считают, что продажа музыки через мобильные телефоны резко вырастет в ближайшие несколько месяцев. По оценкам аналитической компании A. T. Kearney, от 20 до 30% всех продаж музыки к 2006 году при условии привлекательных цен может осуществляться через мобильные телефоны.
Старые проблемы нового рынка
На пути становления нового рынка рингтонов уже возник целый ряд проблем. Одна из них – сложность заключения контрактов в связи с тем, что приходится увязывать интересы многочисленных сторон. Так, рингтонами чаще всего становятся музыкальные хиты. Однако музыканты связаны контрактами как с компаниями, которые владеют правами на музыку и слова (музыкальными издателями), так и с компаниями, владеющими правами на записанное исполнение. Иногда авторами одной песни являются несколько человек. Договориться со всеми о превращении песни в рингтон – дело довольно хлопотное. Например, недавний хит "Yeah!" звезды хип-хопа Usher несколько месяцев был не доступен в виде рингтона из-за разногласий компании T-Mobile USA Inc. с агентом, представлявшим одного из семи авторов хита. Только в середине августа, когда сама песня уже покинула чарты, компания уступила, и "Yeah!" вышла на рынок. При продажах 40 тыс. копий в неделю этот рингтон мгновенно стал бестселлером, однако из-за полугодовой задержки все участвовавшие в переговорах стороны потеряли миллионы долларов неполученного дохода.
Другой серьезной проблемой является пиратство. Потеряв контроль над тем, как потребители скачивают и слушают музыку в интернете, звукозаписывающие компании пытаются застраховаться от этой ошибки в случае с рингтонами. Но сделать это сложно. Подобно тому, как бизнесу звукозаписи угрожает интернет-файлообмен, легальному бизнесу на рингтонах угрожают "серые" операторы, которые предоставляют дешевые версии хитов без лицензий. По словам аналитика исследовательской компании Forrester Research Корстене Шмидта, из сотен сайтов, с которых пользователи скачивают рингтоны для своих сотовых телефонов, очень немногие заключают соглашения со звукозаписывающими компаниями, выплачивая им деньги за использование музыки. Право скачивать в течение года неограниченное количество рингтонов у "серого" оператора стоит $9,99, например, а, напротив, у Sprint цены за каждый лицензионный рингтон варьируются в пределах от $0,99 до $1,99. По оценкам британской компании Envisional, занимающейся интернет-мониторингом, потери мировой музыкальной индустрии от незаконного скачивания рингтонов с веб-сайтов могут достигать до $1 млн. в день.
Одним из главных методов борьбы с пиратством в сфере рингтонов являются совместные соглашения между компаниями, производящими сотовые телефоны, операторами сотовой связи и звукозаписывающими компаниями. Так, в прошлом году компания Motorola подписала соглашение на $70 млн. о трехлетнем партнерстве с MTV в сфере разработки и распространения рингтонов. В Южной Корее местные сотовые операторы и производители сотовых телефонов в рамках совместных проектов ограничивают возможности использования в телефонах бесплатно скачанной музыки. К борьбе с пиратством в сфере рингтонов прибегают и сами музыканты. Так, поступивший в продажу последний альбом Эминема "Encore" помимо собственно музыкальных композиций содержит и рингтон, созданный на основе одной из песен этого альбома.
Барьером на пути роста нового рынка является и попытка контролировать распространение рингтонов, ограничивая возможности их проигрывания. Например, сайт Ringtonejukebox.com предлагает большую коллекцию необычных звуков, включая "дьявольские заклинания" и "стрельбу в охваченной паникой толпе". Однако предполагается, что проигрываться они должны только на четырех моделях Motorola. Nokia предлагает последнюю технологическую новинку для тех, кому не дает покоя мечта о славе композитора,– создать собственный рингтон, но качество звучания обеспечивается только обладателям трубок Nokia. Motorola тоже предлагает инструмент создания собственной музыки – Motomixer, который позволяет выбрать музыкальный стиль (джаз, латино или рок), добавить гитарное соло или более быстрые ударные. Однако поддерживают полученный результат только клиенты операторов AT&T Wireless и Cingular Wireless.
|